"Если человек не пьет, и не курит, поневоле задумываешься, уж не сволочь ли он?" (с) Антон Павлович Чехов
Проняло, постю (пощу?) О_о к себе.

Пишет  narsil:
05.06.2008 в 00:06


Проездные - 2
В первой части мне уже надоело отвечать на тупые реплики народа на форуме, потому я накатал мега-телегу, в которой оформил все мысли, что у меня пока есть. В следующей части я наверно пойду кому-нибудь бить морду.
Мега-телега скоро будет на форуме, а пока я её скопирую сюда. На память. Себе и остальным.


Мне надоедает читать весь этот тред уже и уж тем более отвечать каждому. Но у меня сложилось впечатление, что у людей в головах сидят какие-то странные шаблоны и мифы. Которые я сейчас и озвучу.

1) Студенты не учатся, а только бухают и трахаются.
Свечку над кроватью не держал, но то, что сегодняшние студенты действительно учатся – заявляю ответственно. Я учился в 2-х разных группах на 2-х разных факультетах (это так, для статистики). В обоих группах конечно были личности, которые не хотели учиться и не учились. Их было 3-4, причем они даже не всегда были из особо богатых семей, просто раздолбаи. Остальные же учились, и многие – учились с большой буквы, особенно приезжие. Ездили на консультации, сидели в библиотеках, вместе решали сложные задачи и курсовые. Не у всех получалось сразу, не все заканчивали как я 9-ю школу, но все старались, многие пересдавали экзамены с 3-ку на 4-ку, чтобы иметь стипендию.

2) Жизненные трудности идут на пользу и воспитывают характер.
Безусловно, все, что не убивает нас, делает нас сильнее. Но мне кажется, что трудности в учебном процессе должны быть связаны исключительно с учебой как таковой. Должны быть интересные и сложные курсовые, исследовательские, творческие работы. Должны быть конференции. Должна быть строже дисциплина. А вот нехватка денег у студента к учебному процессу никакого отношения не имеет. Более того, она мешает ему. И вместо того, чтобы сидеть и делать курсовую, готовится к конференции, студент думает где бы ему денег достать.

3) Студент должен работать.
Практика – это хорошо и замечательно. Только давайте так. Работа сторожем на складе практикой не явлвяется. Практика по профилю на заводах/фирмах и т.д. – выбор каждого студента. На старших курсах расписание специально составляется так, чтобы были свободные дни, чтобы нагрузки были в определенную часть дня – для более комфортного и менее ущербного для учебного процесса прохождения практики. Хочет студент практики – идет, не хочет – не идет, сидит дома, учит, бухает – это его дело. На младших курсах времени для практики вообще нет. Учебный день в среднем с 10 до 15 плюс полная нагрузка на дом.

4) Без практики не берут.
Почему не смотрят на диплом, а на стаж и опыт? Потому что работадатель понимает, что не дают наши вузы нормального образования и не выпускают специалистов, готовых к работе. Но ведь это не правильно! Вузы должны выпускать специалистов готовых к работе, пусть не на самых высоких должностях, но имеющих гарантии социального и карьерного характера. Для этого нужно: а) Усилие студента (ответственных подход к учебе, выполнение всех работ, успешная защита диплома). б) Усилие государства (оснащение вузов передовой техникой, внедрение новых образовательных программ, обеспечение студентов возможностью практического применения знаний, тесно связанного с теоретической подготовкой). Усилие студента, поверьте, есть. Не у всех, так и не может быть, но у многих. А вот усилие государства пока ну очень не заметно. Ведь ну смех же пробирает, на днях показывали сюжет по телевизору, как в Швейцарии вроде бы проводят эксперимент по моделированию большого взрыва. А у нас в политехе нет возможности проведения лабораторной по термообработке, потому что единственный (ужас, в огромном-то политехе!) шлифовальный станок сломался и окалину снять нет никакой возможности. Хорошо, что сломался до того, как мы к нему подошли, а то убило бы еще кого-нибудь. Возвращаясь к теме – студент стал заложником того факта, что на работе ему придется переучиваться и проходить все заново, что знания его не ценятся и не востребованы. Есть радикальный подход к проблеме – некоторые мои знакомые работают без высшего образования. Причем, для людей, окончивших 11-ть классов они получают не так и мало. Не так много и не так быстро растут возможно, как с корочкой, но получают. Кстати, можно устроится таксистом, водителем автобуса, путЕвым работником в ж/д, там вообще тока мускулы нужны и то не всегда. Им кстати неплохо и без задержек платят, для людей без образования. Но если мы хотим иметь действительно сильное высшее и средне-специальное образование, то должны понимать, что сложившаяся ситуация в корне неправильна и её надо менять.

4) Отслужил – учись.
Все преподаватели в один голос говорят: ушел в академ – почти потерян для вуза. Я по себе и по огромному числу своих знакомых школьников и студентов знаю. Начало учебного года – это жесть. За лето мозг плавится, отучается думать, быстро реагировать, теряются аналитические навыки, забывается фактическая база. Но каникулы – необходимая разгрузка для тех, кто успешно отучился и время для осмысления/подготовки для тех, у кого есть долги. Надо понимать, что студенчество – лучшие годы в жизни человека, переходный возраст уже миновал, кризис среднего возраста еще не наступил, небо голубое, трава зеленая, грудь большая и упругая и все в таком духе. И определенный промежуток времени на это студенту дается. Просто потому что отбирать это – это как не давать детям сладкое. Потому что дети должны есть сладкое. Возможно, став взрослыми, они разлюбят шоколад, но обида, серьезная обида за то, что не давали тогда, когда хотелось – останется. И будет серьезно мешать по жизни.
Но возвращаясь к армии: за исключением, к моей вобщем радости растущего, но пока еще не большого числа молодых людей, которые хотят служить в армии, почти все – не хотят. Не важно, по каким причинам – это отдельная тема, но факт такой, что в армию они не хотят. И надо сказать, что заставлять их, тыкая в нос любовью к родине, совсем не корректно. Один полковник спецназа в какой-то передаче по Рен-ТВ говорил, что любовь к родине – штука не обязательная. Завтра у вашей матери отберут пенсию, отца выгонят с работы, а у вас незаслуженно отберут водительские права – и вся ваша любовь тут же улетучится. Согласен, её, любовь, надо воспитывать. Через гимны, через историю, через культивирование положительных и героических образов. Но тыкать в любовь лицом – это низко и глупо. Ведь насильно никого и ничего любить не заставишь.
Теперь о той самой отсталости. Пусть и год, а не два, но человек находится в изолированном состоянии среди сослуживцев. И год этот не имеет ничего общего с умственной деятельностью, с серьезной умственной деятельностью. За год человек не просто забывает школьный курс, он теряет все навыки и гибкость. Ведь сама суть образования в его непрерывности – от воскресной школы до аспирантуры. Ведь известно, что мускулы без постоянной тренировки атрофируются, так и мозг без постоянной деятельности теряет свои способности. А на этапе обучения эта непрерывность очень важна.

5) Да мы!
Я по жизни много общался с людьми среднего возраста, то есть 30 плюс-минус 5-7 лет. У меня сложилось устойчивое впечатление, что в большинстве своем – это люди с совершенно костяным мозгом. Все они конечно устроились в жизни, зарабатывают деньги, у них семья, дети, все дела. Но стоит им попытаться на пальцах объяснить какую-нибудь простую причинно-следственную связь, у них на лице появляется либо нечеловеческое усилие мысли, либо презрение, мол, че, умный что ли? Я уже давно перестал обижаться на таких людей. Хотя презрение к интеллекту – штука очень мерзкая и противная. В свои лучшие годы этим людям было не до математики, физики, экономики, психологии, философии. Они вертелись и крутились, рвали когти, зарабатывая деньги. Они научились их зарабатывать, точнее сказать, нашли свою маленькую нишу в жизни. Вот только какими специалистами они стали – это еще вопрос. Сама суть высшего образования в его фундаментальной и всесторонней основе. Не зря на всех технических специальностях есть такие предметы, как философия, социология, психология, на гуманитарных специальностях информатика, естествознание. Вуз готовит, должен готовить, не просто специалиста скажем в области проектирования средств и сетей связи или в области компьютерных расчетов механических систем, но и человека свободно ориентирующегося в обществе, способного не просто найти ответ, а найти его наилучшим способом, способного грамотного выстроить процесс внутри и вокруг себя. И когда мне в ответ на «проверьте совместимость вашего телевизора и нашей приставки, потому что на фестивале будет уже поздно, а прецеденты были» мне отвечают что-то вроде «да не боись, мы всегда так делаем», я начинаю сомневаться в квалификации. Я не сомневаюсь, что человек не один десяток и не одну сотню телевизоров в руках держал, и знает, где они включаются, только просто-таки нежелание предусмотреть все риски говорит о нем как о специалисте не с лучшей стороны.
Скажите, где эти специалисты хорошие? Почему у нас дороги расползаются после первого дождя? Почему не строят ливневые канализации? Почему новые дома ползут трещинами, а стены мажут какой-то гадостью, которая потом мажется на одежду. Почему на главной площади города ставят эти ужасные уродливые стальные фонари? Почему в наших кафе напрочь отсутствует сервис? Почему мы закупаем сотовые телефоны, одежду и даже детские карандаши в Китае и других странах? Где молодые специалисты в фундаментальной науке? Или специалисты – это те, которым деньги платят? Так чтобы деньги зарабатывать не обязательно быть специалистом с большой буквы и уж тем более не обязательно иметь образование. Пока что это так, увы.

6) Зачем нам наука?
Вам конечно же конкретно не за чем. Особенно, если вы по жизни занимаетесь заколачиванием денег. Только помните каждый раз, когда включаете компьютер, что есть в Америке такое место – Кремниевая долина. Что во многом благодаря им вы сегодня так успешно складываете циферки вашей зарплаты на калькуляторе. И что увы, дивиденды это приносит не нам, а им. Вам конечно же без разницы, летают ли ракеты в космос. Только объективная реальность такова, что первый спутник, Юрий Гагарин, станция МИР на протяжении длительного времени, да и до сих пор, приносили нам солидные политические дивиденды, не давая нас разорвать и поглотить. Вы наверно уже не помните, чем кислая соль отличается от средней. Да вам это и не нужно. Только вряд ли вы представляете свою жизнь без пластмасс и полимеров. Для вас наука – пустой звук, только без неё мы бы до сих пор сидели в пещерах с каменными топорами.
Теперь о том, откуда деньги у науки. Допустим существует как-то институт нефти и газа. Он занимается научной разработкой в сфере добычи и переработки нефти. По понятным причинам этот институт выгоден компаниям вроде Лукойла, они его поддерживают финансово и в плане трудоустройства. Так кстати происходит на ХТФ в политехе. Насколько я знаю, там действует рейтингование студентов на протяжении всего обучения и лучших потом берут работать на предприятия, как на практику, так и на совсем. Это кстати правильный, но увы, редкий пока, пример эффективного взаимодействия государства и вуза. Но ведь на каждую отрасль знания своего Лукойла не найдешь, тем более на такие как теоретическая физика, математика. А стране нужны не только специалисты в сфере нефтепереработки, но и физики, математики, химики, биологи, историки, экономисты и многие многие другие. И первоочередную поддержку им всегда оказывает именно государство. В цивилизованных странах. Потому что там уже давно поняли, что интеллектуальный капитал – основа благосостояния общества, его устойчивого развития и процветания. Что производить у себя намного выгодней, чем закупать за границей. Как по финансовым причинам, так и по соображениям безопасности. Что именно интеллект привлекает бизнес и инвестиции. Что активная научная работа создает новые возможности во всех отраслях человеческой деятельности, от производства иголок, до строительства авиалайнеров. И государство, как ни крути, заинтересовано, чтобы его граждане летали самолетами, произведенными у себя, а не купленными у дяди Сэма. Если это государство не какая-нибудь кукурузная республика. А Россия вроде как не кукурузная республика.

7) Чем вы недовольны? Идите, работайте!
Ситуация сейчас такова. Реформы в образовании только начались, пока что идет приведение учебного процесса к мировым стандартам. Ждать, что оно даст плоды завтра – бессмысленно. Нужно влить еще не мало средств в обновление материальной базы, наладить прозрачный рынок труда. Разработать механизмы поддержки и кредитования образования. Ведь на западе есть такая вещь – как образование в кредит, и многие ей успешно пользуются. Только введением одного кредита тут не обойтись, да. Нужны гарантии со стороны государства. На фоне всего этого студент выглядит как-то глупо. Ни возможностей, ни гарантий. С трудом, но времена меняются, может быть, через лет 15-20 наши дети будут иметь возможность образования в кредит, в хороших вузах, с хорошей МТБ, востребованными курсами, будут иметь гарантии и возможности. И им не будет нужен проездной. А нам пока нужен. Нужен, потому что среди всей этой в хлам не совершенной системы образования, далекой от мировых стандартов качества, он, проездной, сохраняет нашу возможность - на свободное передвижение. Потому что если студент едет в библиотеку, он должен думать, какую книгу лучше взять, а не есть ли у него в кармане чирик на проезд.

P.S. Мне немного страшно за поколение, которое несколько младше меня (12-18), у которого в детстве был не только сок TAMPICO раз в месяц и пустые бутылки из под кефира. Которое привыкло к хорошей жизни, которых очень любят родители и без преувеличения потакают им. Которое даже не грызет другим глотки, а плюется в лицо. Которое привыкло брать и вопить «моё», плюя на окружающих, здравый смысл, совесть и прочее. Как бы нам успеть выстроить хорошую систему образования, пока мы не получили еще одно потерянное поколение.

P.P.S. Я гляжу, тут студенты полгорода объедают своими проездыми. А бедные автобусники сводят концы с концами из-за дорожающего бензина. Задумайтесь, кого еще вы содержите за свои налоги и какая вам от этого польза. И сколько ваших налогов перепадает на льготный проезд студентам.
А еще хоть раз проедьтесь в автобусе вечерком и посмотрите, какие жирные пачки пересчитывают кондуктора. И будьте уверены, что сначала отменят школьные и студенческие проездные, потом СПД, а проезд будет стоить 20р. Потому что бензин, потому что инфляция. А разного рода Ивановы, Русаковы и прочие будут достраивать очередной загородный дом. На ваши деньги.

URL записи

@темы: Жизненное, Люди, Разное, Город